НА ГЛАВНУЮ

Назад (АВТО полезности / Статьи )

Тест охлаждающих жидкостей



По материалам журнала"За рулем"
Алексей Воробьев-Обухов
Опубликовано в №10.2006


Антифризы стали применять в системах охлаждения автомобилей еще в первой половине прошлого века. В ту пору это был этиленгликоль, разбавленный водой.

ИГРА СЛОВ

Жидкость исправно несла свою незамерзающую вахту, но была настолько едкой в отношении к деталям силового агрегата, что пользоваться ей настоятельно рекомендовали лишь при необходимости. С появлением в нашей стране «Жигулей» мы с удивлением узнали: система охлаждения может быть герметичной и в ней годами может плескаться голубое незамерзающее чудо «Тосол». Это название, между прочим, отражало, прежде всего, наличие в растворе все того же этиленгликоля, а еще и пакета присадок, препятствующих коррозии металлов, образованию пены, окислению самого раствора…

Казалось бы, слово «антифриз» ушло в историю, но не тут-то было: в иномарках, заполонивших наши дороги, моторы охлаждало нечто зеленое… Чтобы не было путаницы, эту жидкость стали вновь называть антифризом, хотя по сути в нем были те же присадки, что и в «Тосоле». Сегодня два этих слова обозначают практически одно и то же: антифризом можно без проблем заправлять «Жигули», а «Тосолом» – иномарки. В обоих случаях речь, понятно, о «нормальных» жидкостях, а не о суррогатах. Вот только смешивать их нужно с оглядкой: растворы с индексом G11 несовместимы с жидкостями G12. В остальном серьезных недоразумений быть не должно, если только… вам не попался сработанный мошенниками фальсификат.

ОТБОРОЧНЫЙ ЛИСТ

Учитывая сказанное, мы решили приобрести по паре антифризов-тосолов от каждой фирмы. Интересно все-таки, отражается ли заметная разница в ценах на свойствах продукта или лукавый производитель просто использует разные… «чернила»? (Справедливости ради отметим, что красные обычно флуоресцируют в ультрафиолетовом свете и место течи легко обнаружить с помощью… детектора валюты.) Оказалось, в товарищах единства нет: например, антифриз и тосол «Сапфир», судя по всему, используют один и тот же пакет присадок, но стоят 270 и 220 рублей соответственно. Первый, правда, на 3 градуса морозоустойчивей. «Арктоны» при ценах 260 и 215 рублей и родная мама не различит, если б не цвет. А вот Sintec Euro 40 и Ultra Formula 45 при… одинаковой до рубля цене заметно разнятся по температуре кристаллизации (читай – замерзания). Последний вообще не удалось заморозить!

ПРАВИЛА ИГРЫ

На охлаждающие жидкости существует ГОСТ 28084-89, регламентирующий их свойства, но… нигде не сказано, что иностранные антифризы должны ему следовать. Более того, большинство наших растворов выпускают нынче по известным лишь изготовителям ТУ! Короче говоря, мы решили играть по единым, установленным ГОСТом правилам. Они ведь весьма разумны: жидкость не должна замерзать при температуре выше минус 40°С, кипеть раньше плюс 108°С, обязана иметь вполне определенную плотность, щелочность и не должна вызывать чрезмерную коррозию меди, латуни, припоя, стали, чугуна и алюминия… И еще: мы бы не хотели видеть вранье на этикетках. А то пишут некоторые – антифриз не только зимний, но и… летний, кипит, мол, лишь после 123°С! Вранье! Ни один из составов не выдержал больше 111°С. А вот на вкус и цвет товарищей нет – мы согласны лить в радиатор хоть синий, хоть зеленый, хоть красный раствор. Лишь бы качественный…

МЫ ПОБЕДИЛИ 9:4

Все-таки приятно сознавать, что ЗР не зря ежегодно тратится на независимые экспертизы. Счет в подзаголовке отражает соотношение хороших и провалившихся образцов. Учтем, что среди последних один стал жертвой излишней разбавленности. Подумаешь, начинает кристаллизоваться при -37° – все равно ведь не разорвет двигатель. Зато с остальными свойствами все более чем о-кей. А вот три антифриза категорически нельзя заливать в двигатель под страхом разъедания латуни и припоя. Погибнет не столько радиатор (сейчас полно алюминиевых!), но и термостат, а также датчики температуры! Особенно пикантно, что изготовители самого едкого препарата обещали на этикетке «уникальный пакет антикоррозионных присадок»…
Среди лидеров есть и особенно приятный сюрприз: при обещанных –45° замерзания экспертам не удалось заморозить Sintec Ultra даже при – 47°С. Дальше охлаждать просто не стали!

СУДЕЙСКИЙ ПРОТОКОЛ

Результаты лабораторных замеров мы свели в таблицу. Открывают ее лучшие образцы, замыкают худшие. Однако как расставить лидеров между собой, чтобы потом никому не было обидно? Ведь все соответствуют ГОСТу и безусловно годны к применению… Если по алфавиту, то по названию фирмы или продукта? Если по цене, то как быть с заметно разнящимися параметрами? Решили взять за основу температуру кристаллизации, хотя, возможно, кому-то это не покажется главным – мол, ниже требуемых стандартом -40°С, и ладно…

А вот нюансы, выявленные экспертами, вы найдете, как обычно, в подписях к фото и – уверены – сделаете правильный выбор!



Заявленный производитель – ООО «Обнинскоргсинтез» Ориентировочная цена – 340 руб. Великолепный продукт с допусками большинства автопроизводителей. Флуоресцирующий краситель. Похоже, вообще не замерзает, а кипит, пусть не при заявленных 115°, но все равно 111° – лучший результат! Наше мнение: рекомендуем. Заявленный производитель – ООО «Эмрос», Москва Ориентировочная цена – 270 руб. Превышает свои же обещания в части температуры замерзания, чрезвычайно инертен по отношению ко всем металлам, краситель флуоресцирует. Жаль только, что фирма почему-то не озаботилась получить допуски автопроизводителей… Наше мнение: рекомендуем. Заявленный производитель – ООО «Обнинскоргсинтез» Ориентировочная цена – 340 руб. Имеет запас по температуре замерзания в 3°С. Параметры – отменные: похоже, что действительно применен пакет присадок BASF. Заявлено соответствие западным стандартам, приведены допуски ВАЗ и всех марок группы «Фольксваген». Наше мнение: рекомендуем.
Заявленный производитель – ООО «Эй-Джи-Эй АвтоМаг», Москва Ориентировочная цена – 380 руб. Этот самый дорогой в нашем тесте продукт не зря получил допуск многих ведущих автопроизводителей и ВАЗа. Он имеет флуоресцирующий краситель и обещает срок службы 5 лет – правда, сравнительно высокая щелочность вызывает в этом сомнение. И еще: ну зачем было обещать температуру закипания аж 123°С? Наше мнение: рекомендуем. Заявленный производитель – ООО «Тосол-Синтез», Дзержинск Ориентировочная цена – 190 руб. А это – самый дешевый «Тосол», который ничуть не стал от этого хуже! Производитель скромно указывает наличие допуска от ВАЗа, ничем особенным не хвастает, но все показатели – в норме, а по коррозионному воздействию на металлы – огромный запас! Не то, что было в прошлом году – молодцы! Наше мнение: рекомендуем. Заявленный производитель – ОАО «Кусковский химический завод» Ориентировочная цена – 230 руб. Допуск какого-либо завода не указан, зато предлагается к использованию не только в автомобилях, но и в домашних отопительных системах. Почему-то указан скромный срок хранения – всего 3 года, хотя, судя по значению щелочности, можно было бы дать и 5 лет. Наше мнение: рекомендуем.
Заявленный производитель – ООО ПКФ «Аметист», Мытищи Ориентировочная цена – 260 руб. Обещание 5-летнего срока службы или 250 000 км пробега похоже на правду – щелочность состава весьма низкая, как и его агрессивность к металлам. А вот заявленные 112°С до закипания – это перебор, в действительности – обычные 108°С на грани требований ГОСТа. Течь легко найти под ультрафиолетовой лампой. Наше мнение: рекомендуем. Заявленный производитель – ООО ПКФ «Аметист», Мытищи Ориентировочная цена – 220 руб. Судя по всем параметрам, этот «Тосол» – из той же бочки, что и предыдущий антифриз. Забавно, но здесь производитель решил упирать не на жару, а на холод: несмотря на название продукта, пообещал -45°С. И – недотянул. Реально же – вполне достойные -41°С. А вот срок хранения, всего 3 года, появился явно от излишней скромности. Наше мнение: рекомендуем. Заявленный производитель – ООО «Эмрос», Москва Ориентировочная цена – 220 руб. Отличие от антифриза той же марки мы обнаружили лишь в отсутствии флуоресцирующего красителя и в чуть большей разбавленности, что выразилось в повысившейся на 3°С температуре кристаллизации. А вот пакет присадок, судя по всему, тот же самый, весьма благосклонный к металлам всех мастей. Наше мнение:рекомендуем.
Заявленный производитель – ООО «ТЦ «Тосол-Синтез»», Дзержинск Ориентировочная цена – 330 руб. Вот не зря, наверное, указаны допуски автопроизводителей со всех континентов, кроме… ВАЗа. Кому-то «ну очень хотелось» разбавить отличные присадки чуть больше, чем требуется, – в результате температура замерзания поднялась до -37°С! ГОСТ такого не допускает, а у иностранцев климат несколько иной… Только из-за этого вынуждены, увы, поставить «неуд». Наше мнение: не рекомендуем. Заявленный производитель – ООО НПФ «Юнона-Авто», Москва Ориентировочная цена – 300 руб. Единственное обещание, в которое верим охотно, – 5-летний срок службы. За это время, наверное, препарат как раз и разъест припой в латунном радиаторе или термостате: превышение нормы по агрессивности – в 5 раз! Тут не спасут остальные, вполне достойные показатели. (В прошлом году было вдвое лучше. Не Юнона, а сплошное Авось.) Наше мнение: не рекомендуем. Заявленный производитель – ООО «Трансбизнесинвест», Климовск Ориентировочная цена – 330 руб. «Уникальный пакет антикоррозийных присадок», действительно, уникален: жрет припой в десять раз быстрее допустимого! Не случайно здесь нет никаких допусков, а вместо ГОСТа указаны невнятные ТУ, непонятно кем утвержденные. Оказывается, высокая цена еще ничего не гарантирует! Наше мнение: не рекомендуем.
Заявленный производитель – ООО «Трансбизнесинвест», Климовск Ориентировочная цена – 220 руб. Длиннющий номер ТУ отличается от предыдущего на одну циферку. Но это позволило добавить в состав нечто такое, что съедает еще и латунь в 7 раз быстрее допустимого. Так что пострадает и датчик температуры, хотя припоя в нем нет. Если он стоит меньше 110 рублей, то с учетом более низкой, нежели у № 12, цены «Тосола» получится «так на так». Наше мнение: не рекомендуем. Итоги испытаний По материалам журнала "За рулем"

НА ГЛАВНУЮ

Назад (АВТО полезности / Статьи )

Hosted by uCoz