НА ГЛАВНУЮ

Назад (АВТО полезности / Статьи )

Тест масел. МАСЛЯНАЯ УГАДАЙКА



ВНИМАНИЕ ! ! ! хочу отметить что в комментариях к статье читатели массово выражали идею, что ЛУКОЙЛ возможно проплатил статью, повально жаловались на масло этого производителя, при использовании его в КПП и двигателе. Так что решать вам Читатель ))) (я предупредил)

По материалам журнала"За рулем"
Алексей Воробьев-Обухов
Опубликовано в №07.2006


Признаемся: когда мы отдавали на экспертизу купленные в крупнейших магазинах Москвы масла группы GL-4 по АPI, то никак не ожидали, что столкнемся со сложностями в оценке результатов.

Оказалось, эти масла нынче выпускают по нескольким национальным и отраслевым стандартам – поди сравни несравниваемое!

Начнем с родного ГОСТ 17479.2-85. К счастью, он почти в точности совпадает с международным SAE J306 JUL98, так что отечественное обозначение ТМ-4 можно считать аналогом заграничного GL-4. Но есть еще и требования ВАЗа и ГАЗа, которые несколько раз менялись, и требования ведущих фирм-автопроизводителей. Вот и пришлось расставлять оценки с оглядкой на столь разные документы, написанные, в буквальном и переносном смысле, на разных языках.

ЧТО В КАЧЕСТВЕ ТЕБЕ МОЕМ?

Разумеется, нас не интересовал полный химический анализ основы и присадок подопытных масел. Ни к чему это: вполне достаточно проверить несколько основных характеристик. Прежде всего, конечно, вязкость как при рабочей температуре, так и в лютый мороз (-35°С по ГОСТу и -40° по SAE). Первая характеризует текучесть масла, вторая покажет, не сломаются ли шестерни при пуске двигателя и начале движения в такую зиму, как, скажем, минувшая. Далее, необходимо получить данные о так называемых трибологических свойствах – иначе говоря, о том, какую нагрузку могут выдержать контактирующие между собой зубья без (боже упаси) сваривания. Этот параметр есть и в нашем ГОСТе, и в требованиях ВАЗа, и в спецификациях зарубежных производителей, но методы испытаний – разные! Еще один показатель, о котором часто забывают, – склонность к пенообразованию. Шестерни должны крутиться в масле, а не в шампуне. В противном случае разговор о всех прочих свойствах теряет смысл – не будет ни масляной пленки на трущихся парах, ни теплоотвода от них. ГОСТ тут молчит, при том, что автопроизводители предъявляют требования к нефтехимикам кто во что горазд! Наконец, мы проверили, не вызывает ли испытуемое масло коррозию меди (а, значит, и латуни), но в таблице результатов не найдете: все образцы показали себя одинаково хорошо.

Для любознательных мы рассказываем, как определялись представленные здесь характеристики – остальных сразу приглашаем на «разбор полетов».

КАРАУЛ, УБИВАЮТ!

Такое впору было бы воскликнуть после знакомства с результатами экспертизы, если бы не знать о разноголосице в требованиях. Допустим, если измерять ту же пену по отечественным нормам, то несколько именитых производителей попадут в бракоделы (см. табл.). Получается, что их можно применять только в иномарках? Взглянем на заявленные спецификации в этикетках. Total обещает соответствие нормам ZF TE-ML 02 и MIL-PRF-2105E, но и там контрольные показатели «30–50–30 смз» и «не более 20 смз» соответственно. Та же история с Valvoline и Wellrun… Брак? Подделка? Подобное же с нагрузкой сваривания: масла комбинированной группы GL-4/5, как и следовало ожидать, значительно превзошли амбиции ВАЗа, зато некоторые «чисто четверки» до них не дотянули. В то же время представители ВАЗа (ЗР, 2006, № 5) заявляли, что в коробках переднеприводных автомобилей НЕЛЬЗЯ применять GL-5, поскольку де при этом не работают синхронизаторы… В итоге получается, что некоторые образцы, абсолютно годные для ряда иномарок, непригодны для коробок наших «лад». Здесь ошибки нет: наши требования жестче! Связано это отчасти с тем, как изготовлены шестеренки: идеальная пара с «полированными» зубьями – обкатывающими, а не проскальзывающими – предъявляет меньше претензий к маслу.

В результате мы решили выделить (шрифтом) только те параметры, которые не соответствуют нашим требованиям, отказавшись от соблазна причислить все эти масла к неподходящим: в конце концов, сегодня по России ездят не только «лады». Однако, если вы захотите употребить их в коробке вашей иномарки, внимательно изучите перечень допусков, указанный на этикетке.

Наши выводы представлены на рисунках, а результаты измерений – в таблице; и там, и там производители названы в алфавитном порядке.

ТАК ИХ ПЫТАЛИ

1. Кинематическую вязкость определяют при температуре 100°С, что соответствует реальной в нагруженной коробке передач. Измерение напоминает песочные часы: чем больше масла вытечет через калиброванную капиллярную трубку за секунду, тем его вязкость меньше.

2. Динамическую вязкость определяют при отрицательных температурах (в зависимости от заявленного индекса по SAE это может быть -26°С или даже -40°С). В цилиндрический сосуд с маслом помещают цилиндр-ротор и электромотором пытаются провернуть последний. По необходимому для этого крутящему моменту на двигателе и рассчитывают искомую величину.

3. Склонность к пенообразованию находят, продувая масло в высоком цилиндрическом сосуде по 5 минут калиброванным потоком воздуха через калиброванный диффузор (похож на диск с дырочками). Хорошее масло при этом не вспенится, плохое уподобится пиву или шампанскому. Высота пены между этими полюсами и есть искомая величина. Высоту пены замеряют сразу после отключения компрессора. (Заметим: повышает высоту пены иногда избыток присадок, заметно улучшающих другие свойства – долговечность, нагрузочную способность, моющие и т.п.)

4. Трибологические (или смазывающие) свойства у нас определяют на ЧШМ – четырехшариковой машине, а за рубежом – на шестеренчатом стенде, что мешает сопоставлять требования. В ЧШМ три неподвижных шарика расположены на окружности через каждые 120°, а один в центре над ними вращается. При этом давление на верхний шар постепенно увеличивают, пока машина не издаст звуки и не заклинит – это и есть нагрузка сваривания. Кроме того, через час работы при определенной нагрузке под микроскопом замеряют образующееся на блестящем шарике матовое пятно – пятно износа. Этот параметр для масел GL-4 сегодня не нормирован, но позволяет сравнить их защитные свойства: чем пятно больше, тем, естественно, хуже.

№ 1 Заявленный изготовитель – ВР Ориентировочная цена 1 л – 140 руб. С честью прошло все испытания, но вязкость при -26°С близка к предельно допустимой. Зато износ трущихся пар в нем наименьший. Наше мнение: очень хорошо. № 2 Заявленный изготовитель – CASTROL Ориентировочная цена 1 л – 170 руб. Прошло все испытания с запасом. По низкотемпературной вязкости при -26°С этот запас, однако, невелик. Износ трущихся пар наименьший. Наше мнение: очень хорошо. № 3 Заявленный изготовитель – LIQUI MOLY Ориентировочная цена 1 л – 310 руб. Работоспособно до -40°С. Значительно превышает требуемые параметры по нагрузке сваривания. Наше мнение: отлично.
№ 4 Заявленный изготовитель – LUXOIL Ориентировочная цена 1 л – 40 руб. Не прошло по вазовским требованиям к пенообразованию при рабочей температуре. По нагрузке сваривания – на нижнем пределе. Наше мнение: плохо. № 5 Заявленный изготовитель – MANNOL Ориентировочная цена 1 л – 160 руб. Все в пределах нормы, не густеет и при -40°С, износ трущихся пар сравнительно велик, но «криминала» в этом нет. Наше мнение: очень хорошо. № 6 Заявленный изготовитель – MOBIL Ориентировочная цена 1 л – 395 руб. Прекрасные низкотемпературные свойства, выдерживает нагрузки, значительно превышающие нормативы. Наше мнение: отлично.
№ 7 Заявленный изготовитель – SHELL Ориентировочная цена 1 л – 170 руб. Масло чуть-чуть не прошло по нагрузке сваривания, заданной ГОСТом. Но требования своих спецификаций оно выполняет. Наше мнение: плохо только для «лад». № 8 Заявленный изготовитель – SPECTROL Ориентировочная цена 1 л – 60 руб. Успешно прошло все испытания, но для северных регионов – не лучший выбор (предельная температура около -30°). Износ трущихся пар – один из самых низких. Наше мнение: хорошо. № 9 Заявленный изготовитель – TOTAL Ориентировочная цена 1 л – 360 руб. Такую обильную пену коробка категорически не приемлет. Что толку в том, что остальные параметры хорошие. Подделка? Наше мнение: плохо.
№ 10 Заявленный изготовитель – VALVOLINE Ориентировочная цена 1 л – 350 руб. Пенообразование далеко за гранью допустимого и заставляет думать о неэффективной борьбе с изготовителями контрафакта. Наше мнение: плохо. № 11 Заявленный изготовитель – WELL RUN Ориентировочная цена 1 л – 190 руб. Образует столь провальную в нашем тесте пену при нагреве до рабочей температуры, что вновь приходят мысли о подделке. Наше мнение: плохо. № 12 Заявленный изготовитель – ЛУКОЙЛ Ориентировочная цена 1 л – 50 руб. С честью прошло все испытания. Износ трущихся пар в нем наименьший. Как и цена! Наше мнение: отлично.
№ 13 Заявленный изготовитель – НОРДИКС Ориентировочная цена 1 л – 50 руб. Не проходит по низкотемпературной вязкости – при -26°С это приведет к поломке коробки. По нашему классу вязкости его надо бы испытывать лишь при -18°С… Наше мнение: плохо для зимы, летом приемлемо. № 14 Заявленный изготовитель – ТНК Ориентировочная цена 1 л – 45 руб. Не соответствует ГОСТу по нагрузке сваривания, остальные параметры в норме. Как говорится, ехать можно, но осторожно. Наше мнение: плохо. № 15 Заявленный изготовитель – ЮКОС Ориентировочная цена 1 л – 60 руб. Прошло испытания без замечаний, хотелось бы только видеть меньший износ трущихся пар. Наше мнение: очень хорошо.
№ 16 Заявленный изготовитель – ЯРНЕФТЬ Ориентировочная цена 1 л – 33 руб. Значительно не дотягивает до требований ГОСТа по нагрузке сваривания: вроде почти «даром», но лить нельзя. Результаты Результаты


ВНИМАНИЕ ! ! ! хочу отметить что в комментариях к статье читатели массово выражали идею, что ЛУКОЙЛ возможно проплатил статью, повально жаловались на масло этого производителя, при использовании его в КПП и двигателе. Так что решать вам Читатель ))) (я предупредил)

НА ГЛАВНУЮ

Назад (АВТО полезности / Статьи )

Hosted by uCoz